15. Добыча каменного угля
Более трех тысячелетий человечество использует каменный уголь и по ныне это из важнейших природных ресурсов. Свыше 40% электроэнергии вырабатывается именно из каменного угля и на это ежегодно тратится 6 млрд. тонн топлива. Чтобы в городах не гас свет и промышленные предприятия работали, уголь должен поступать с шахт непрерывно. В такие разработки вложено немало денежных средств.
Карту угольной разработки обычно планируют на долгое время вперед, но в горном деле существуют свои особенности: меняются условия труда, меняется оборудование. Зачастую рабочие в шахтах работают в две смены, вначале которой они спускаются на лифте на глубину примерно 200 метров. Опустившись на дно шахты, им еще нужно немало проехать до места угольного забоя. За долгие годы разработок угольных месторождений, образовались обширные сети туннелей. Шахтеры еще 5-10 километров едут до места выработки в тесных вагончиках.
Такое сырье добывают горным комбайном непрерывного действия, спереди у которого расположен крутящийся вал длиной около 5 метров с зубцами. Он откусывает угольный пласт вместе с рудой, углубляя туннель. По мере того как он продвигается вперед сырье поступает в самоходные вагонетки. А вагонетки везут к ленточному транспортеру, по которому каменная масса поднимается вверх на обогатительный комбинат для переработки. Горный комбайн непрерывного действия добывает до 5 тонн угля в минуту. Это больше дневной выработки угледобывающей машины в 20-е годы. Добыча каменного угля опасная работа, т.к. свод и стены самого туннеля представляют собой наибольшую опасность. Стены и потолок не надежны. По мере продвижения комбайна через каждые несколько метров он останавливается, и шахтеры укрепляют свод пневматическими опорами. Угольная пыль, которая образовывается в процессе добычи, покрывает поверхность породы, очень взрывоопасна. Любая искра может привести к взрыву, поэтому на свежий срез породы распыляется буровая мука.
Чем глубже туннель, тем труднее обеспечивать рабочий шахты воздухом и очищать его от взрывоопасного метана. Если не откачивать метан во всем туннеле, то его концентрация возрастет до опасного уровня и тогда возникнет угроза взрыва шахты. Системы вытяжки контролируют ситуацию и уровень метана иначе ситуация может выйти из-под контроля.
Перед отгрузкой уголь очищается от камней, почвы и различных загрязнений, содержание которых доходит до 30%. Неочищенное сырье доставляется транспортером на переработку. Сначала оно сортируется по размеру. Далее для отделения угля от пустой породы его загружают во флотационную ванну. Пустая порода тяжелее угля и поэтому она опускается на дно ванны, и затем удаляется, а уголь всплывает на поверхность. После этой процедуры уголь пропитывается влагой и для просушки его закладывают в центрифугу. Вращаясь в этой сушильной камере, уголь освобождается от избытка влаги. Далее уголь подвергается измельчению до однородного состояния и засыпается в гигантский бункер для последующей отгрузки.